Как же правильно организовать среду дома, которая бы способствовала стимулированию эмоционального развития ребенка?

Для ребенка, страдающего расстройством аутистического спектра важен особый  эмоциональный режим воспитания, необходима определенная сенсорная организация пространства, в котором он находится. Родителям необходимо освоить некоторые навыки, научиться специальных способам занятий с ребенком, чтобы помочь ему.

Важна позиция родителей и «помощников» (сюда относятся врачи, психологи, дефектологи, педагоги и другие специалисты) с которой начинается психолого-коррекционная работа с семьей:

 У ребенка с  аутизмом есть шанс стать адаптированным, образованным и в определенной мере общительным человеком, не потому, что он «вылечится от аутистического синдрома», а потому, что его родителям и их помощникам удалось сформировать у себя адекватные ожидания по отношению к развитию ребенка и создать  для него соответствующую среду воспитания и обучения.

Перспективнее сосредотачиваться на конкретных проблемах поведения и обучения, которые в той или иной мере есть у каждого ребенка, чем на «болезни» и «отклонениях». Вообще у родителей «особых» и «обычных» детей возникает немало сходных психологических и педагогических проблем — в том числе и  для тех, и для других воспитание своих детей неотделимо от самовоспитания.

С точки зрения психологической науки.

При расстройствах аутистического спектра эмоциональное развитие ребёнка существенно задерживается, по каким-то причинам проходит не в полном объеме, у небольшого числа детей не происходит вовсе. Предпринимать усилия для стимулирования эмоционального развитие ребёнка – задача его семьи.

Только эмоции и чувства нас делают людьми. Примитивные аффекты (витальные, базовые – важные для выживание есть и у животных). Для жизни среди людей важны эмоции и чувства, которые сложнее аффектов потому, что включают в себя смыслы и отношения.

Этапы порождения эмоции (научный взгляд):

  • Сначала возникает возникновение недиференцированного возбуждения (аффективное возбуждение) в ответ на действие эмоционально значимого фактора.
  • Затем происходит смысловая интерпретация этого возбуждения – поиск причины, вызывающей аффект, добавляется актуализация знаний и прошлого опыта, и, наконец, вырабатывается стратегия поведения, направленного на преодоление отрицательно окрашенного напряжения.

Именно в результате интерпретации  возникает эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на поведение, и такое поведение носит более целенаправленный характер по сравнению с поведением, возникающим под влиянием недифференцированного аффективного возбуждения.

Из такого понимания процесса порождения эмоций следует два принципиальных вывода:

Для того, чтобы появилась эмоция нужно дифференцировать аффективное напряжение. Например, чтобы отрицательное аффективное напряжение стало эмоцией горя, ярости иди страха, необходимо помочь ребенку выделить объект\событие и категоризовать его как утрату, препятствие или угрозу.

Эмоциональная среда

Речь идет о простроенности и регулярности режимных моментов каждого дня, о создании определенного стереотипа — привычек, правил («как всегда»). Это обязательный компонент адаптации, дающий ощущение надежности, стабильности. Говоря о специальном эмоциональном режиме, мы имеем в виду не только физическое поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование всех его деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла каждой из них и их связи. В этом и заключается разработка эмоциональных бытовых стереотипов малыша с помощью близкого, которая происходит, обычно на ранних этапах нормального развития.

Если же выраженной реакции нет, малыш кажется безучастным к тому, что говорит и что показывает мама, то ее развернутые и эмоциональные комментарии тоже начинают затухать, сворачиваться. Характерно, что часто даже очень внимательные и эмоциональные матери аутичных детей взаимодействуют с ними молча. Между тем, именно в этом случае подобные комментарии особо необходимы.

У более старших аутичных детей часто отмечают особую фрагментарность восприятия, их картина мира — спрессованные, неразвернутые, аффективно насыщенные отдельные переживания, которые сохраняются в неизменной форме на протяжении многих лет. Поэтому так важно уже с самого раннего возраста давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять ее эмоциональный смысл.

Чтобы включить ребенка хотя бы в более пассивной форме (слушания) в этот комментарий, взрослый обязательно должен опираться на значимые для ребенка аффективные детали его жизни. Здесь придется следовать за ребенком и в отдельных случаях присоединяться к его стереотипиям, в первую очередь отмечая важные для ребенка моменты («откроем кран, и водичка польется быстро-быстро», помоим ручки, чтобы они стали чистенькими, были на улице – ручки испачкали, пришли домой – моем ручки, умничка, аккуратный мальчик ты у меня и т.п.) и соединяя их с постепенно нарастающими деталями эмоционального переживания происходящего, значимыми для самой мамы. Сопровождать свои слова улыбкой, приближать и показывать ребёнку свое улыбающееся лицо.

Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость, совместное переживание с ребенком прожитого и планирование предстоящего создают в совокупности временную сетку, благодаря которой каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какое-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.

Как важно размечать время, также необходимо размечать и пространство, в котором живет ребенок. Такая разметка происходит также благодаря постоянному эмоциональному комментарию взрослого того, что обычно происходит на данном месте: еды, одевания, игровых занятий, прогулки, ритуала прощания с кем-то из близких, уходящих на работу (например, помахать в окно рукой), сиденья на горшке и т.д.

Постоянство места и времени соблюдается аутичными детьми в одних случаях очень жестко и неукоснительно, но здесь основная забота ребенка, чтобы были сохранены все детали — иначе возникает тревога, дискомфорт. Взрослый должен не допустить их механического перебора, но помочь ребенку эмоционально осмыслить их необходимость. Даже, в случае, когда в уже сложившийся застывший стереотип ребенка включены, казалось бы, бессмысленные ритуальные действия, их также надо пытаться включать в общий смысловой контекст. В таком случае ребенок совершает их менее напряженно и ожесточенно.

И это будет на том уровне взаимодействия с окружением, на котором находится такой ребенок, не большая фиксация его навязчивостей или влечений, но, наоборот их смягчение через эмоциональное осмысливание взрослым как подходящих к данной ситуации. Нежелательное закрепление же их происходит при попытках их запретить или торопливо «свернуть».

В других случаях — достижение этого постоянства большая проблема и складывание этих простейших привычек возможно как раз через многократное повторение их в комментариях («здесь мы всегда делаем то-то, а здесь мы больше всего любим делать то-то…»), пока ребенок еще реально не зафиксировал эти места. Формирование таких осмысленных бытовых стереотипов может происходить очень медленно. Часто остается поначалу впечатление, что подобное комментирование идет «вхолостую», что внимание ребенка не удается зацепить никакой аффективной деталью, однако следует этим заниматься регулярно, постоянно. Это, прежде всего, задает определенный размеренный ритм самому взрослому, не дает возможности упустить какой-то важный момент или впечатление — даже если ребенок не настроен в данный момент задержаться на нем подольше, его надо обговорить и зафиксировать тем самым его присутствие в общем распорядке дня. По первоначальному отсутствию выраженной реакции аутичного ребенка нельзя судить о том, что он ничего не воспринял. Точно так же, как он может вставить недостающее слово в стихотворной строчке и тем самым подтвердить, что он помнит это стихотворение, также он может обозначить пропущенный момент в привычном распорядке дня (потянуть в нужное место, назвать действие, которое там обычно совершается или просто расстроиться из-за того, что этого момента не было).

Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения маленького ребенка, чем попытки его внезапной организации — когда у матери, например, появились время и силы. Во-первых, при этом меньше вероятность пресыщения, поскольку идет непрерывная смена впечатлений, действий. Во-вторых, многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость определенным образом настраивает малыша на то, что ему предстоит, на последовательность занятий и облегчает в значительной степени возможности его переключения. А как мы знаем, фиксация на отдельных впечатлениях и крайне быстрая пресыщаемость в произвольной активности аутичного ребенка являются одними из наиболее серьезных препятствий в организации его взаимодействия с окружением.

Своевременно и быстро откликайтесь на проявления дискомфорта у ребёнка.

Перед любым занятием обязательно рассказывайте малышам, что вы будете делать, так как они не любят внезапности и неожиданности. Всем детям нравится, когда их подготавливают к чему-то новому и когда игра или общение заканчиваются постепенно, а не обрываются внезапно.

Во время игры или другого занятия смотрите на ребенка, улыбайтесь ему, обращайтесь к нему, используя напевную интонацию и простые фразы. Внимательно наблюдайте за ребенком, он обязательно подскажет вам, когда сделать паузу, когда можно его приласкать и т.д.

Ведите себя естественно, раскованно, используйте предложенные (на коррекционных занятиях) игры как тему для импровизации. Главное, чтобы вы тоже получали удовольствие (рассказывайте малышу те стихи, которые вы сами любите и помните с детства, вспоминайте приятные моменты своего детства, делитесь ими).

Нами были использованы материалы Е.Р. Баенской, Р.П. Дименштейн, А.В. Киселёвой.

Как выбрать коррекционную программу для своего ребенка?

Современные, научно обоснованные подходы к коррекции можно условно расположить на шкале, крайними точками которой будут «научение» (бихевиоральные, поведенческое научное направление) и «воспитание» (психодинамическое и гуманистическое научное направление):

Научение______________Воспитание

Каждый метод будет располагаться где-то на этой шкале, тяготея к одному или к другому ее полюсу.

Научение, поведенческие методы. Это условно-рефлекторное привитие навыков с позитивным подкреплением чаще вкусовым (сладость). Этот подход проще в исполнении, не требует соблюдения многих условий, исполняется (научение) профессионалом с определенной долей участия близких людей. Может быть применен практически ко всем детям (исключение составляет очень тяжелая форма аутизма, когда произвольное внимание ребенка вообще ни к чему вовне не привлекается). Неустойчивость навыков объясняется тем, что они «легли на неготовую к этому почву». Другими словами, эмоциональное развитие ребенка в целом соответствует примерно 9 – 11 месяцам в сравнении с нормой, а у него пытаются сформировать навыки, соответствующие 4-м годам (близко к его физическому возрасту). Бихевиоральный подход эффективен с точки зрения когнитивного развития, но оказывается несостоятелен при решении эмоциональных проблем.

  1. Воспитание путём создания для аутичного ребёнка адекватно организованной эмоциональной и развивающей среды, прежде всего в близком окружении ребенка, в его семье.

Этот метод направлен на эмоциональное развитие и формирование личности ребенка, с учетом его реальных возможностей. Осуществляется близкими для ребенка людьми. Воспитание в данном случае понимается как физическое и душевное пребывание с ребенком, обучение его на модели своего поведения и отношения к окружающей действительности.

Важные условия для коррекции в ключе воспитательном подходе:

  1. Воспитание происходит при участии всех членов семьи.
  2. Готовность семьи достаточно длительно жить по режиму, подобному проживанию с «новорожденным» ребенком в семье.
  3. Готовность к большим затратам душевных сил – быть в постоянном эмоциональном контакте, находится в «здесь-и-сейчас», импровизировать, проявлять находчивость и изобретательность.
  4. Исцеление родителей от эмоциональных расстройств (депрессии, хронической тревоги и др.), приобретение эмоциональной зрелости. Важно, чтобы произошло открытие в близком человеке, прежде всего, в маме аутичного ребенка возможности к сопереживанию. Важно различать сопереживание и понимание того, что испытывает другой, основанном исключительно на когнитивном анализе ситуации.
  5. Принятие семьей ответственности за результат на себя.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться