Балахонова О.В., Николаева М.А. ГБУЗ ТО «ОКПБ» МРО
Реабилитация людей с особенностями психического развития в общество с помощью метода «театр-терапия»

«…Театр, растущий из снов и сказок, театр ритуально-магический и празднично-зрелищный, возникающий на основе образов и движения, игры и фантазии. Театр на грани жизни и искусства, трагедии и комедии, абсурда и наивности, жестокости и нежности… театр, ускользающий от определенности и однозначности, как от попыток узурпировать его свободу! [1]

Театр-терапия – это один из экспресивных психотерапевтических методов арт-терапии, способствующий купированию психологических и социально-психологических проблем личности посредством драматического и театрального искусства. Эта арт-терапевтическая технология находится на стыке между искусством и терапией, и ориентирована на оптимизацию вербальной и невербальной коммуникации, ослабление социальных фобий, снижение социальной изоляции, оптимизацию саморефлексии; стимулирование самодисциплины и чувства ответственности, развитие креативности, повышение самоуверенности, развитие навыков эмоциональной саморегуляции и др.

Театр как терапия проверен почти трехтысячелетней практикой, с того времени, когда на склонах Афинского Акрополя возник театр Диониса. Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека. Рассматривая психологические механизмы воздействия театра на внутренний мир и поведение человека, следует отметить, что одной из наиболее очевидных составляющих театрального представления является игра. Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации. Разыгрывание ролей используется в качестве составной части обучения навыкам социальных контактов в рамках бихевиоральной психотерапии. Театральные выразительные средства и особая атмосфера позволяют участникам действия, актерам и зрителям, быть вовлеченными в единый процесс создания другой реальности, в которой возможны события и эмоциональные переживания невозможные в реальной жизни, но особым образом влияющие на неё. Зритель сопереживает персонажу, отождествляет себя с ним, создается иллюзия переноса — ситуация проживается во внутреннем плане и происходит мобилизация ресурсов для дальнейшей реальной жизни. Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с театром, функцией которого является жестокость, посредством художественного образа воздействующая на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться». В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга. Они ведут общение с пациентом в диалоге, то есть в форме театральной, драматической. Этот процесс, не что иное, как проигрывание ранее неосознанной страждущим ситуации в новой роли, осторожно доводимой до сознания психиатром, что позволяет ему взглянуть по-новому, непривычным взглядом на, казалось бы, знакомую ситуацию, подлежащую переоценке. Эффект врачевания зрителя и заключается в том, что узнавая свои слабые места, он становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает силы для избавления от отрицательного героя в себе самом. В этом и есть, присущий театру, великий момент покаяния. Задачи психотерапии сформулированы З. Фрейдом как выявление переживаний, травмирующих психику, и освобождение от них на понятийном уровне путем катарсиса. Подобный феномен присущ и театральному творчеству, где во время спектакля в психике зрителя происходит спонтанный, зачастую неосознанный внутренний психоанализ, приводящий к катарсису на когнитивном уровне. Таким образом, можно сказать, что З. Фрейд разрешил пациенту говорить, Я. Морено разрешил ему действовать. Известный психолог Я. Морено в своих исследованиях, отталкиваясь от театральных аналогий, вводит понятие психодрамы. Именно психодрама, возникшая из идей театральности, является первым методом групповой психотерапии, разработанной для изучения личностных проблем, глубинных переживаний и фантазий. Театр, в отличие от других видов искусства, занимается исключительно человеком, его внутренним миром и миром его взаимоотношений. Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром — а ведь именно страх, как считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия.

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая: 1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне; 2) вселяет надежду на избавление от страданий; 3) предоставляет опыт успешной деятельности; 4) дает возможность преодолеть чувство отверженности; 5) пробуждает яркие эмоции.

Театр как институт рефлексии (многогранный по сути и формам) развивает самосознание, способствует познанию себя как личности. Успешная театральная деятельность может помочь человеку с особенностями психического развития перенести опыт социального взаимодействия на другие социальные группы, в том числе на семью. Для пациента психотерапевтической группы искусство является не самоцелью, а лишь средством, помогающим лучше себя понять. Терапевт совершенно отчетливо знает, что является «здоровым» – «красивым» и значит, «хорошим», а что «не здоровым» – «не красивым» – «не хорошим», но как бы оставляет это за скобками. Собственно, его задачей и является вернуть пациента в «хорошее» русло жизни с помощью психотерапевтической деятельности с использованием различных видов искусства.

Существует такое направление театр-терапии, как «Особый театр»[2] с помощью актеров с особенностями психического развития ставит своей целью именно создание художественного произведения, а его воздействие на социум является дополнительным, вторичным эффектом. И потому, когда на сцене вдруг появляется человек с особенностями психического развития, который не боится показаться смешным, не боится ошибиться, который играет настолько зажигательно, что зал разражается овациями, у зрителя происходит переоценка социальных стандартов и собственных представлений о границах человеческого творчества. За этим подходом к театральной деятельности стоит понимание того, что инвалид в социуме – не всегда инвалид в искусстве, и никогда – в личном творчестве. И наоборот, каждый ли из нас, так называемых не инвалидов, способен выйти на сцену и удерживать внимание публики в течение часа?

«Особый театр» позволяет увидеть особый взгляд особого человека, увидеть его потребности, ощутить высоту его мастерства. Особенность «особенного искусства» – в его уникальном взгляде на мир, взгляде, сочетающем в себе черты архаики и актуального искусства. Это искусство имеет свои формы, неординарное содержание, своих зрителей по всему миру.

В своей практике мы используем техники, которые, строго говоря, можно назвать взятыми из телесно-ориентированной психотерапии, но они играют другую роль – они больше работают как подготовка к непосредственно танц-терапевтическим процессам. Танцевально-двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на различных уровнях сознания. По словам И. Хейзинги, «танец является высшей и самой совершенной формой игры».

В 2010 году у коллективов «особых театров» появилась еще одна площадка — фестиваль творчества «Нить Ариадны».  – С 2019 года мы начали активную подготовку к фестивалю «Нить Ариадны». Мы минимум двадцать пять часов в неделю занимались театром, созданным на базе медико-реабилитационного отделения «Жемчужина» Тюменской психиатрической больницы. Театр-терапия – это психотерапевтическое воздействие на эмоциональные и поведенческие стороны личности пациента с психическим расстройством, по структуре своих целей направленное на коррекцию коммуникативных навыков, эмоционального и сенсомоторного опыта, а также практических навыков. Содержанием занятий является подготовка и представление какого-либо произведения театральной драматургии. Существенной особенностью метода является то, что пациенты сами выбирают пьесу и роли, являясь одновременно артистами, режиссерами, зрителями и критиками. Этот вид психотерапии выполняет эмоционально-стимулирующую роль, позволяет тренировать интеллектуальные и поведенческие способности, способствует развитию креативности (творческого мышления) и в конечном итоге улучшает клиническое состояние и способствует адаптации пациента в широкой социальной среде. Метод способствует гармонизации личности с учетом его физиологических, функциональных и возрастных особенностей, актуализирует вытесненные эмоциональные переживания (в максимально безопасной психотерапевтической среде) дает возможность отреагировать их и приобрести новый “телесный” и коммуникативный опыт, позволяет выявлять наиболее значимые проблемы и особенности актуального психического состояния и может служить специфической диагностической процедурой. Большинство пациентов психиатрии ограничены домашним кругом общения, постепенно утрачивают навык коммуникации. Поэтому в процессе работы над пьесой идет обсуждение материала, разбираются ситуации правильного поведения и нравственных ориентиров. Десять-пятнадцать пациентов заняты в постановке в качестве актеров, остальные помогают шить костюмы, создавать декорации, таким образом, творческий процесс захватывает гораздо большее количество пациентов. Материал для постановки всегда берется позитивный, чтобы не усугублять депрессивные проявления заболеваний. Театр-терапия, тем самым, решает проблему преодоления когнитивного дефицита (заучивая слова, пациент тренирует память; вникая в смысл роли, развивает мышление). Терапевтическим эффектом репетиционного процесса становятся очевидные улучшения в психоэмоциональном состоянии пациентов, которые оказываются более уверенными в себе, возрастает их самооценка, значительно улучшаются коммуникативные навыки, что в итоге оптимизирует социальную адаптацию, участник раскрепощается, адекватно ощущает себя в пространстве, в мире; меняется его речь и пластика, поэтому, естественно, довольно быстро все учатся слышать друг друга, и эти чувства с каждым годом всё более и более утончаются. Каждый равен в правах перед невидимым центром общего действа. Однако это известно и в психиатрической практике: чем «лучше» человек, тем «сложнее». Он осознает, что не все свои человеческие потребности может реализовать в обычной жизни, начинает переживать, в том числе из-за того, что не в силах кардинально изменить ситуацию. У этого человека нет личной жизни – со своим партнером, в своём жилище, с теми, за кого он может нести ответственность, а значит быть нужным. Зачастую, даже потенциально, нет такой возможности: отчасти потому, что он сам к этому не очень готов, отчасти потому, что такая возможность не предусмотрена нашей системой социальной защиты, без которой этот человек тоже не сумеет самостоятельно прожить. Таким образом, возникает сложнейший клубок проблем, которые мы в настоящее время можем решить лишь частично. Человек начинает действовать деструктивно в своей жизни и в жизни театрального коллектива, даже при наличии успешной социальной и творческой деятельности в театре. Этот клубок проблем сильно отражается и на коллективе, и на творческой деятельности. Но пока – это непреодолимая трудность и ее тоже необходимо учитывать. Во всяком случае, когда мы формируем команду, внимательно следим, чтобы «праздничные люди» в ней обязательно были. Очень важно, чтобы в команде было хорошее настроение: «Праздничные люди» – это своего рода «скорая помощь», потому что общение с ними вселяет в тебя ничем не объяснимый оптимизм. Надо бы, наверное, такую службу психологической помощи завести.

Таким образом, посредством театр-терапии происходит совершенствование навыков сознательного действия в условиях творческого освоения драматического произведения, стимулируются процессы самопознания в контексте развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности. Благодаря театр-терапии достигаются такие цели, как развитие вербальной и невербальной коммуникации, ослабление социальных фобий, снижение социальной изоляции, улучшение саморефлексии, усовершенствование самодисциплины и чувства ответственности, развитие креативности, повышение самоуверенности, развитие навыков эмоциональной саморегуляции и др.

Хотелось бы, чтобы опыт нашего театра продолжил добрый путь к жизни «особого театра».

Список литературы:

  • Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – Издание 2-е, расширенное и дополненное. – СПб.: Речь, 2006.-286 с.
  • Фрейджер, Р., Фейдимен, Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты /Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен / Пер. С англ.- СПб.: Прайм – Еврознак. 2008-704 с.
  • Психофизиология: Учебник для Вузов. 4-е изд. /Под. Ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014.-464с.: ил.- (серия «Учебник для вузов»).
  • Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. – М.: ИД «Городец», 2018-160с.
  • Полунин, Слава. Алхимия снежности /Слава Полунин, Наташа Табачникова. -Москва: Эксмо, 2020.-192 с. : ил- (Новая реальность).

[1] Алхимия снежности /Слава Полунин, Наташа Табачникова: Эксмо, 2020

[2] «Особый театр» -термин, широко используемый в современной культуре, введён огркомитетом фестиваля в 2000 г. https: // protetr.ru/kontseptsiya/

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться