АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ Фомушкина М.Г.

Агрессивное поведение является одним из распространенных феноменов у подростков как в общей популяции, так и в психиатрической клинике. Раннее выявление агрессивных тенденций и комплексное их лечение при расстройствах поведения у детей и подростков является актуальной задачей профилактики криминальной направленности несовершеннолетних. Однако точная квалификация и ранняя диагностика агрессии часто затруднительна, что обусловлено многообразием ее проявлений, зависимостью от возрастных особенностей психики подростков, отсутствием четких критериев патологических и непатологических форм агрессивного поведения.

С целью изучения особенностей агрессии при расстройствах поведения (F91) у подростков на базе Тюменской областной клинической психиатрической больнице было обследовано 90 пациентов (14-16 лет) (68 – мужского и 22 – женского пола), общим интеллектуальным показателем по шкале Векслера не ниже 71 балла. Использовался клинико-психопатологический метод исследования, оценивалось поведение подростка в семье, учебной среде, среди сверстников, а также его морально-этические аспекты.

По данным исследования  большинство подростков (73,3%) проживали в условиях дисгармоничной семейной атмосферы: в неполных, малообеспеченных семьях, где вместо отца был отчим; родители имели асоциальную направленность, нередко физически наказывали детей. Остальные несовершеннолетние пребывали в учреждениях интернатного типа. 61,4% обследованных, также как их родители, использовали в речи нецензурные выражения, конфликтовали с окружающими. При общении со сверстниками 42,2% пациентов не могли себя сдержать, чтобы не подраться с обидчиком; 31,1% — первыми начинали ссору. За совершение правонарушений к уголовной ответственности привлекалось 37,8% подростков, 84,4% пациентов курили сигареты, 67,8% эпизодически употребляли алкоголь, 40% пробовали вдыхание средств бытовой химии, 11,1% — наркотические вещества.

Были выявлены следующие мотивации агрессивного поведения несовершеннолетних: в большинстве случаев, это отсутствие интереса, внимания и одобрения окружающих, в первую очередь – собственных родителей, к подростку; а также, развитие у него состояния фрустрации в ответ на отсутствие родительской любви при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

При анализе данных клинического интервью выделены следующие виды агрессивного поведения: физическая агрессия, которая преобладала в раннем подростковом возрасте (10-11 лет), с 14-15 лет присоединялась вербальная агрессия. При расстройствах поведения в среднем подростковом возрасте оба вида агрессии были выражены одинаково, хотя в норме у подростков, вербальная агрессия преобладает над физической. У девочек наиболее частой формой агрессии оказался негативизм – оппозиционная манера поведения, проявляющаяся пассивным или активным сопротивлением против действующих правил, норм, обычаев. Спонтанная агрессия — самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуативное воздействие, составила 27,7%. У 12,2% подростков наблюдалась так называемая косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо. Редко встречались подростки с инструментальной агрессией – агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной цели. У некоторых подростков с физическим видом агрессии наблюдались включения аутоагрессивного поведения (прижигание кожных покровов сигаретой, удары кулаком о стену или другую твердую поверхность).

Непатологические формы агрессивного поведения характеризовались отсутствием в их основе каких-либо болезненных изменений психической деятельности и были обусловлены особого рода психогенными воздействиями, акцентуациями характера, социально-педагогической запущенностью, возрастными психологическими особенностями. Среди них можно выделить две основные формы: ситуационно обусловленные агрессивные реакции и микросоциально обусловленное агрессивное поведение. Непатологическое агрессивное поведение возникало эпизодически и не нарушало в целом взаимоотношений с окружающими.

Патологические агрессивные поступки имели следующие черты: патологическую мотивацию агрессии, связанную с аномальной личностной структурой (неадекватная самооценка и уровень притязаний, преобладание аффективно-инстинктивной сферы при недостаточности волевого контроля, эгоцентризм и др.); ведущую роль в генезе агрессии имели такие психопатологические явления как повышенная аффективная возбудимость, сверхценные образования, нарушения в сфере влечений; немотивированность агрессии с количественным и качественным несоответствием вызвавшей ее причине; атипичность эмоций, непосредственно предшествующих и сопровождающих агрессию (положительный или холодный эмоциональный фон, депрессивные переживания). При диагностике патологических форм агрессии поведение подростка сопоставлялось с теми формами агрессии, которые были приняты в референтной группе. В динамическом отношении о патологической природе агрессии говорило учащение агрессивного поведения с переходом от эпизодического его возникновения к систематическому или появление агрессии у несклонного к этому подростка.

Формирование неагрессивного поведения у детей  опосредовано параметрами социального взаимодействия в семье: удовлетворенностью супругов различными сферами семейной жизни; эмоциями, преобладающими у супругов; частотой применения наказаний и их спецификой в различных ситуациях; толерантностью родителей к поведенческим проявлениям ребенка, что способствует передаче некоторых особенностей эмоционально-волевой регуляции от поколения к поколению. Кроме того, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретении системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Таким образом, особую важность имеет своевременная и правильная оценка агрессии в подростковом возрасте, что имеет непосредственное отношение к ранней диагностике психических расстройств, проведению дифференцированных лечебных и профилактических мероприятий и предупреждению общественно-опасных действий у подростков с нарушениями поведения.