(памятка для родителей, педагогов) Факторы, способствующие совершению суицида несовершеннолетними (группа риска)
Генетические факторы:наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.
Личностно – психологические факторы:
— стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь, смерть близких и т.п.;
— особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, склонность к подавленному настроению, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое» мышление).
Медицинские факторы:
— алкоголь — до 20% суицидальных попыток совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;
— около 80% суицидентов имеют психические расстройства (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.);
— наличие тяжелого соматического заболевания: детский церебральный паралич, врожденные уродства, сахарный диабет, новообразования, особенно в области головы и др.
Социальные факторы:
— асоциальная или неполная родительская семья: около 40% детей с суицидальным поведением выросли в таких семьях;
— патологическое воспитание в родительской семье: более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения подверглись патологическому воспитанию в родительских семьях;
— конфликтные отношения со сверстниками, на их долю приходится до 27% суицидальных действий несовершеннолетних: конфликты между девушкой и юношей, ссоры подруг, агрессивное поведение, отвержение сверстниками;
— социальное-экономическое неблагополучие регионов.
Рекомендации родителям и педагогам при проведении беседы с несовершеннолетними, находящимися в стрессовой ситуации
Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись напротив, но не через стол.
Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили.
Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Обсуждать проблему без осуждения и пристрастия.
Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
Ни в коем случае нельзя проводить беседу в присутствии третьих лиц, желательно спланировать встречу не в учебное время.
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела.
Необходимо всем своим видом показать собеседнику, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и в сопровождении законных представителей направить на консультацию к психологу, психотерапевту, психиатру.
Профилактические мероприятия
1.Выявление группы риска среди несовершеннолетних по суицидальной активности и оказание им и их семьям медико-психологической помощи.
Внимательное, заинтересованное отношение родителей к своим детям.
Организация досуга для несовершеннолетних: кружки, секции, клубы и т.д.
Пресечение всех фактов жестокого обращения с детьми.
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8(3452) 50-66-43
Оказание экстренной психотерапевтической помощи лицам с риском совершения суицида. Режим работы – круглосуточный. Кадры – мед. психологи, психотерапевты, прошедшие специальную подготовку