Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница» Информация по оказанию помощи детям с нарушениями речи Правильная речь — залог гармоничного развития и перспективного будущего вашего ребенка 2012г.
Что означает термин?
Алалия (дисфазия, задержка речевого развития) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга на раннем этапе развития (до 3 лет).
Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
Реактивный мутизм — молчание возникшее у ребенка владеющего речью, как реакция на стресс.
Дисфония — нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с нарушением иннервации речевого аппарата.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Заикание (логоневроз) — запинки и спотыкания в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата.
Дисграфия — специфическое расстройство процесса письма.
Дислексия — нарушение чтения.
Куда обратиться?
г. Тюмень, ул. Герцена, 74,
«Центр развития речи»,
телефон: 8(3452) 500-331
Этапы доречевого и речевого развития детей
Голос ребенка при рождениигромкий, сильный и чистый.
- 1-3 месяца. Голосовые реакции. Реакция сосредоточения на речевом общении. Улыбка. Гуление — произношение гласных звуков ”а”, “ы”, “у” в сочетании с согласным. Молчание ребенка должно послужить поводом обращения к неврологу.
- 4-5 месяцев. Разная реакция на знакомых людей. Смех. Ищет источники звука и сосредотачивает на нем внимание. Распознает неречевые звуки (шум машины).
- 6-9 месяцев. Гуление переходит в лепет, многократное повторение слогов. Лепет сводится к похожим на слова (”ба-ба”). Общение с помощью жестов, игра в ”ладушки”.
- 10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понимание простых инструкций, дополняемых жестами.
- 15-18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами; показывает части тела.
- 21-24 месяца. Словарный запас 50 слов, составление фраз из двух слов. Возможны запинки, повторения отдельных слогов и звуков, которые являются физиологическими до 5 лет, при неблагоприятных условиях могут стать базой для заикания.
- 30 месяцев. Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один».
- 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, фразы из трех слов, овладевает множественным числом, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов. Если к 2,5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду, неврологу, психологу, и/или психиатру.
- В период с 3-х до 5-ти лет рекомендована консультация логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, что может быть следствием физиологических причин или симптомом патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
- К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки!
- От 5 до 7 летсловарь увеличивается до 3500 слов, накапливаются образные выражения, устойчивые словосочетания. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для развития ребенка, его успешного обучения в школе.
- Младший школьник— приобретение школьных навыков — письмо, чтение, счёт. При возникновении сложностей необходима комплексная коррекция у логопеда, невролога, психолога и психиатра.