Факторы риска и защиты в профилактике суицидального поведения у детей и подростков

(памятка для родителей, педагогов)

 

Факторы, способствующие совершению суицида несовершеннолетними (группа риска)

 

  1. Генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.
  2. Личностно – психологические факторы:

— стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь, смерть близких и т.п.;

— особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, склонность к подавленному настроению, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое» мышление).

  1. Медицинские факторы:

— алкоголь — до 20% суицидальных попыток совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;

— около 80% суицидентов имеют психические расстройства (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.);

— наличие тяжелого соматического заболевания: детский церебральный паралич, врожденные уродства, сахарный диабет, новообразования, особенно в области головы и др.

  1. Социальные факторы:

— асоциальная или неполная родительская семья: около 40% детей с суицидальным поведением выросли в таких семьях;

— патологическое воспитание в родительской семье: более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения подверглись патологическому воспитанию в родительских семьях;

— конфликтные отношения со сверстниками, на их долю приходится до 27% суицидальных действий несовершеннолетних: конфликты между девушкой и юношей, ссоры подруг, агрессивное поведение, отвержение сверстниками;

— социальное-экономическое неблагополучие регионов.

Рекомендации родителям и педагогам при проведении беседы с несовершеннолетними, находящимися в стрессовой ситуации

 

  • Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись напротив, но не через стол.
  • Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили.
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
  • Обсуждать проблему без осуждения и пристрастия.
  • Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
  • Ни в коем случае нельзя проводить беседу в присутствии третьих лиц, желательно спланировать встречу не в учебное время.
  • В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела.
  • Необходимо всем своим видом показать собеседнику, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и в сопровождении законных представителей направить на консультацию к психологу, психотерапевту, психиатру.

 

Профилактические мероприятия

1.Выявление группы риска среди несовершеннолетних по суицидальной активности и оказание им и их семьям медико-психологической помощи.

  1. Внимательное, заинтересованное отношение родителей к своим детям.
  2. Организация досуга для несовершеннолетних: кружки, секции, клубы и т.д.
  3. Пресечение всех фактов жестокого обращения с детьми.

 

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8(3452) 50-66-43

Оказание экстренной психотерапевтической помощи лицам с риском совершения суицида. Режим работы – круглосуточный. Кадры – мед. психологи, психотерапевты, прошедшие

специальную подготовку

КАБИНЕТ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ

г. Тюмень, ул. Герцена 74, тел. 50-66-43; 50-66-39