Информация по оказанию помощи детям с нарушениями речи

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области

«Областная клиническая психиатрическая больница»

  

Информация по оказанию помощи

детям с нарушениями речи

  

Правильная речь — залог гармоничного развития и перспективного будущего вашего ребенка

 

2012г.

Что означает термин?

 

Алалия (дисфазия, задержка речевого развития) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга на раннем этапе развития (до 3 лет).

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

Реактивный мутизм — молчание возникшее у ребенка владеющего речью, как реакция на стресс.

Дисфония — нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с нарушением иннервации речевого аппарата.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Заикание (логоневроз) — запинки и спотыкания в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата.

Дисграфия — специфическое расстройство процесса письма.

Дислексия — нарушение чтения.

 

 

 

Куда обратиться?

 

г. Тюмень, ул. Герцена, 74, 1 этаж,

«Центр развития речи»,

телефон: 8(3452) 46-22-40, 50-66-35.

 1

 2

3

Этапы доречевого и речевого развития детей

 

  • Голос ребенка при рождении громкий, сильный и чистый.
  • 1-3 месяца. Голосовые реакции. Реакция сосредоточения на речевом общении. Улыбка. Гуление — произношение гласных звуков ”а”, “ы”, “у” в сочетании с согласным. Молчание ребенка должно послужить поводом обращения к неврологу.
  • 4-5 месяцев. Разная реакция на знакомых людей. Смех. Ищет источники звука и сосредотачивает на нем внимание. Распознает неречевые звуки (шум машины).
  • 6-9 месяцев. Гуление переходит в лепет, многократное повторение слогов. Лепет сводится к похожим на слова (”ба-ба”). Общение с помощью жестов, игра в ”ладушки”.
  • 10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понимание простых инструкций, дополняемых жестами.
  • 15-18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами; показывает части тела.
  • 21-24 месяца. Словарный запас 50 слов, составление фраз из двух слов. Возможны запинки, повторения отдельных слогов и звуков, которые являются физиологическими до 5 лет, при неблагоприятных условиях могут стать базой для заикания.
  • 30 месяцев. Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один».
  • 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, фразы из трех слов, овладевает множественным числом, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов. Если к 2,5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду, неврологу, психологу, и/или психиатру.
  • В период с 3-х до 5-ти лет рекомендована консультация логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, что может быть следствием физиологических причин или симптомом патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки!
  • От 5 до 7 лет словарь увеличивается до 3500 слов, накапливаются образные выражения, устойчивые словосочетания. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для развития ребенка, его успешного обучения в школе.
  • Младший школьник — приобретение школьных навыков — письмо, чтение, счёт. При возникновении сложностей необходима комплексная коррекция у логопеда, невролога, психолога и психиатра.