Организация жизни аутичного ребенка

Департамент здравоохранения Тюменской области

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Тюменской области

«Областная клиническая психиатрическая больница»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская медицинская академия»

 

 

 

 

 

 

Организация жизни аутичного ребенка

 

Методические рекомендации для родителей, педагогов, врачей,

медицинских психологов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень — 2012

 

Организация жизни аутичного ребенка: методические рекомендации. Тюмень. 2012.

 

Авторский коллектив:

Родяшин Е.В.           главный врач ГБУЗ ТО «ОКПБ»

Раева Т.В.               заведующая кафедры психиатрии, доктор медицинских  наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменская медицинская академия»

Фомушкина М.Г.  главный внештатный детский психиатр департамента    здравоохранения Тюменской области

 

 

     В методических рекомендациях дается краткое описание особенностей организации режима дня, быта и игровой деятельности детей с аутизмом. Изложены практические советы для родителей аутичного ребенка, а также для педагогов, медицинских психологов и врачей, которые помогут наладить контакт с этой группой детей в детском саду, школе, на врачебном приеме, в стационаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

  1. Основные проявления синдрома детского аутизма
  2. Организация пространственной среды аутичного ребенка
  3. Бытовые ритуалы
  4. Особенности развития игры аутичного ребенка
    • Стереотипные игры
    • Сенсорные игры
  5. Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игры
  6. Совместное рисование

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Детский аутизм – это нарушение психического развития ребенка, которое встречается примерно в 3 – 6 случаев на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Хронические психические заболевания детского возраста, у которых в клинической картине на первом месте стоит аутизм, имеют прогредиентный тип течения и в тяжелых случаях приводят к определению инвалидности ребенку. В структуре детской инвалидности по югу Тюменской области за 2011 год детский аутизм составил 4,2%, ранняя детская шизофрения – 3,5%. В  г. Тюмени эти показатели выше: детский аутизм -17,1%, ранняя детская шизофрения – 12,6%. Эти различия могут определяться более высоким уровнем диагностики психических заболеваний у детей и большей доступностью психиатрической и психотерапевтической помощи в Тюмени в сравнении с сельскими районами Тюменской области.

Основная нагрузка по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на его близких,  семью. Важно правильно организовать всю его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с родственниками. Это потребует от родителей большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть.

Очень часты случаи, когда близкие не хотят признать диагноз психического расстройства. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Постараемся понять близких аутичных детей, видя в какой нелегкой ситуации они находятся. Призовем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка. Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Родители должны:

  1. Создать дома спокойную, доброжелательную атмосферу с теми режимными ограничениями и особенностями, которые связаны с отклонениями в психическом здоровье ребенка.
  2. Обеспечить своевременный прием медикаментозных средств.
  3. Постоянно наблюдать за соматическим и психологическим состоянием ребенка.
  4. Овладеть основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий, рекомендованных специалистами.
  5. Открыто обсуждать в семье все проблемы ребенка, выбрать кого-то из ее членов, кто наиболее морально и физически готов к участию в реабилитационном процессе.

 

  1. Основные проявления синдрома детского аутизма

Клиническая картина детского аутизма включает следующие проявления.

  1. Аутизм:

одиночество ребенка;

— снижение способности к установлению эмоционального контакта:

 

трудности установления глазного контакта, сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний, понимании им состояний других людей;

— снижение способности к коммуникации: трудности контакта, установления эмоциональных связей с родными, со сверстниками.

  1. Стереотипность в поведении:

стремление сохранять постоянные, привычные условия жизни, их изменения часто приводят к возникновению страхов;

поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми (раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, пряжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз);

— пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними;

— охваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в разговоре, рисовании;

  1. 3. Особенности задержки и нарушения развития речи:

— мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации). Наблюдается почти в половине случаев.

— эхолалии (повторение услышанных слов или фраз);

— отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок называет себя «ты», «он», по имени;

— речь может быть с большим словарным запасом, но она «штампована»;

— избегание речевого взаимодействия: не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему;

— необычный темп, ритм, интонация, мелодика речи;

— при общении не использует жесты и мимику.

  1. Наличие патологических страхов, которые отличаются от страхов здоровых детей следующим:

— беспричинностью возникновения;

 

— затяжным характером, склонностью к расширению;

— нарушением общего состояния ребенка (сна, аппетита, физического состояния);

— изменением поведения ребенка под влиянием страха: переживают скрытую угрозу со стороны людей, животных, неодушевленных предметов; прячутся от реальных и воображаемых объектов; постоянно тревожны, боязливы, насторожены;

-нелепым характером страхов: страх теней, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводные краны, электрические лампы, пылесос, новые игрушки), страх смерти;

  1. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям – окружающая среда становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения.
  2. Раннее проявление указанных расстройств — до 3 летнего возраста.

 

  1. Организация пространственной среды аутичного ребенка

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую терапевтическую значимость.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на:

  1. бытовое (прием пищи, подготовка ко сну, туалет и т.д.);
  2. игровое (место для разнообразных игр);
  3. учебное (место для специальных развивающих занятий);
  4. ближайшее социальное окружение (лестничная клетка, детская площадка, магазин, улица).

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал себя в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий.

Первое условие – безопасность:

  1. обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с аутизмом часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия;
  2. в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта:

  1. оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах;
  2. электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения:

  1. столик со стульчиком или парта;
  2. детские книжки для домашней библиотеки должны быть специально подобраны:
  • с учетом возраста и предпочтений ребенка;
  • понятные ему;
  • без абстрактных и фантастических сюжетов;
  • полезные для освоения окружающего мира;
  • вызывающие положительные эмоции.
  1. игрушки:
  • деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
  • разнообразные пирамидки, матрешки;
  • звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов;
  • игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;
  • развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.);

 

  • игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда.
  1. материалы для творчества:
  • цветные карандаши, фломастеры;
  • акварельные и гуашевые краски;
  • пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте;
  • цветная бумага и картон;
  • пластилин.
  1. спортивное оборудование для физического развития ребенка:
  • шведская стенка;
  • обручи, скакалки, мячи;
  • велосипед;
  • самокат.

Четвертое условие – поддержание порядка.

  1. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок – все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
  2. Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.
  3. Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Пространство квартиры в большинстве случаев связано с освоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты (например: мытье рук). Во – вторых, вовлекать ребенка в работу по дому (приготовление обеда, мытье посуды, засыпание порошка в стиральную машину и т.д.). Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит малыша новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в социальном контексте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями и т.д.

Покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на враждебной территории», необходимо помочь ему:

  • шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;
  • постепенно обживать новые участки пространства;
  • в общении с другими детьми;
  • научиться выбирать в магазине продукты;
  • осваивать новые маршруты, разнообразить их.

Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция – плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.

Основные правила при проведении дальних прогулок:

  1. осваивайте пространство постепенно;
  2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;
  3. приучайте пользоваться ребенка общественным транспортом (можно взять с собой любимую игрушку и т.д.)
  4. места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;
  5. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;
  6. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному: так в любой момент он захочет уединиться – найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой – не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет сопротивляться отправиться в путешествие;
  7. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.

Практика работы с аутичным ребенком показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

 

  1. Бытовые ритуалы

Аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослыми проживание повседневных бытовых ритуалов. Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослыми и подражая их действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки. Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя, потребует от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых затем можно формировать и закрепить новые навыки.

При обучении стереотипам поведения в быту следуют соблюдать следующие правила:

  • требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может;
  • соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
  • обучение требует постепенности, не старайтесь обучать всему сразу;
  • необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, предупреждайте ошибки;
  • все взрослые, участвующие в этом процессе, должны действовать в одном ключе – схема действия должна быть во всех случаях одинаковой.

Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков: со временем ребенок начинает осознавать, что пока не оденется, на прогулку не пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть и т.д. Поддержание режима дня имеет первостепенное значение для развития ребенка. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость и складываться исходя из индивидуальных особенностей ребенка, особенностей внутри семейных отношений и социальных аспектов семьи и меняться по мере взросления ребенка.

  1. Особенности развития игры аутичного ребенка.

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные способности к повседневной жизни и, конечно, помогает приобрести эстетический опыт.

  • Стереотипные игры

У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
  • повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
  • неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
  • длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Вникните в структуру стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка.

На следующем этапе постарайтесь внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь уже важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре – позвольте ему это.

Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру.

Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка.

  • Сенсорные игры

В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.

Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком);
  • двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).

Цель проведения сенсорных игр.

1.Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

  1. Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка.
  2. Получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.
  3. Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.

Виды сенсорных игр

  1. 1. Игра с красками: «цветная вода»для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом – красная краска – томатный сок, белая – молоко, коричневая – кофе и т.д.
  2. Игра с водой: переливание, брызгание – посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.
  3. Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку – вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.
  4. Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.
  5. Игры со льдом: «тает льдинка» — в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» — приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» — замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.
  6. Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.
  7. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки – размазывает различные цвета пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, жёлтое солнышко и т.д.
  8. Игры со звуком: послушаем звуки – скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.
  9. Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.
  10. Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
  11. Если ребенок не включается в игру, не обращает внимание на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком.
  12. Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  13. Понравившаяся ребенку игра потребует повторения. Не противьтесь его просьбам повторить игровые движения, ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
  14. Развивая сюжет игры, осторожно ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
  15. Совместное рисование

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

  1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.
  2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.
  3. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка.
  4. Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и может пользоваться ими.
  5. Использование метода совместного рисования дает возможность развить средства коммуникации.

Этапы развития совместного рисования

1 этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.

2 этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

3 этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.

4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите дорисовать эту деталь самостоятельно.

5 этап: введение сюжета. На этом этапе, ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов, помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.

6 этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Заключение

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов малыша. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме для развития ребенка. Такой подход требует от родителей самоотверженности и сил.

Игровая деятельность аутичного ребенка – это основной источник его развития. Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр. Каждый вид игры имею свою задачу. Стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним, а также она дает возможность переключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком. Совместное рисование – это замечательная возможность для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем мире. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую.

Цель этого методического руководства – показать как должен быть организован первый этап оказания помощи детям с детским аутизмом. В идеале, в дальнейшем, на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов: врач-педиатр, врач-невролог, логопед, психолог, коррекционный педагог, детский психотерапевт и детский психиатр. Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.

Желаем Вам на этом пути успеха!