Особенности саморегуляции подростков с расстройствами поведения

Автор: Фомушкина М.Г. ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», зав подростковым психиатрическим отделением, главный детский психиатр департамента здравоохранения Тюменской области

Состояние психического здоровья детей и подростков имеет важнейшее значение для обеспечения и поддержки устойчивого развития любого общества. Коренные преобразования в жизни страны, социальные, экономические трудности, изменения системы отношений ставят детей и подростков в позицию слабой психологической защищенности, снижают их адаптивные возможности, повышают эмоциональную ранимость, нарушают нормальный ход личностного развития.

Подростковый возрастхарактеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической деятельности подростка. Весьма противоречива сфера саморегуляции, самоуправления. С одной стороны, интенсивное развитие приобретают волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируется самосознание, самооценка, возникает повышенный интерес к оценке окружающими своих личностных качеств. Происходят существенные сдвиги в интересах, развиваются духовные потребности, начинает вырабатываться собственное мировоззрение, отношение к обществу, людям и себе, развиваются моральные чувства. С другой стороны, снижается выдержка, самообладание, упорство проявляется только в интересной работе, снижается дисциплинированность, усиливается упрямство как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения, преобладает возбуждение над торможением, что затрудняет применение запрещающих моральных санкций.

С целью изучения особенностей саморегуляции подростков было проведено следующее исследование: обследовано 35 пациентов подросткового возраста (14 — 16 лет) мужского пола, находящихся на стационарном лечении в подростковом психиатрическом отделении Тюменской областной клинической психиатрической больнице с расстройствами поведения, отвечающими критериям МК-10 (F91).

Для проведения клинико – психопатологического исследования пациентов было составлено клиническое интервью, в котором вопросы сгруппированы по четырем направлениям: изучение поведения подростка в семье, учебной среде, среди сверстников и морально этические аспекты поведения.

По результатам клинического интервью выявлено, что 77,1% пациентов проживали с родителями (большой процент составили неполные, малообеспеченные семьи, где вместо отца был отчим, родители имели асоциальную направленность в поведении), остальные  пребывали в учреждениях интернатного типа. Все обследованные вступали в ссоры и конфликты с родителями (воспитателями), после чего 88,5% уходили из дома (интерната), ночевали у знакомых или родных, а также в подъездах, подвалах, заброшенных домах. 74,2% отмечали, что они вели себя также, как их родители: кричали, использовали в речи нецензурные выражения, конфликтовали с окружающими, курили сигареты, употребляли алкоголь. Половину подростков (51,4%) родители наказывали за провинность: не отпускали гулять, не разрешали заниматься интересным делом, нередко наказывали физически.

Поведение в учебной сфере у всех подростков характеризовалось отсутствием желания посещать школу, пропусками школьных занятий. Они получали замечания во время уроков от учителей из-за занятий  посторонними делами, не готовили домашние задания. Большинство обследованных не могли довести начатое дело до конца (82,8%), 74,2% не могли оторваться от интересного дела, чтобы делать уроки, не любили читать книги. 68,5% не имели устойчивых увлечений, в свободное время гуляли с друзьями на улице, вели праздный образ жизни.

В общении со сверстниками 51,4% пациентов первыми начинали ссору и 62,8% не могли себя сдержать, чтобы не подраться с обидчиком, 68% считали, что друзья понимали их лучше, чем родители, поэтому именно им рассказывали свои секреты, обсуждали проблемы.

В морально – этической сфере подростков с расстройствами поведения были выявлены следующие особенности: все пациенты курили сигареты, эпизодически употребляли алкоголь, у 78% наблюдались случаи воровства; 88,5% не имели способностей преодолевать жизненные трудности самостоятельно; 77,1% не были уверены в своих силах и не могли взять на себя ответственность в проблемных ситуациях; предпочитали физический труд 57,1%, другие совсем не любили трудиться; 31,4% привлекались к уголовной ответственности.

Таким образом, большинство подростков с расстройствами поведения проживали в условиях хронической психогенной ситуации, гипоопеки и безнадзорности, где  не было условий для выработки волевых качеств характера. Незрелость эмоционально-волевых свойств личности пациентов выражалась в повышенной склонности к имитации отрицательных форм поведения окружающих (уходы из школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление спиртных напитков, курение и т.п.), развитии реакций протеста (бродяжничество, агрессивные тенденции), преобладании игровых интересов над интеллектуальными, низкой дисциплинированностью, отсутствием самостоятельности и организованности, стойких привязанностей в дружбе и увлечениях, выдержки, терпения; способности подавлять импульсивные желания, влечения.