Психические расстройства при сахарном диабете в детско-подростковом возрасте

     В преддверии Всемирного дня психического здоровья в г. Санкт–Петербурге состоялся VI Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» при поддержке  Ассоциации  детских психиатров, Российского общества психиатров и благотворительной программы «Альфа-Эндо» Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ».  

     Основными темами конгресса  являлись: психическое здоровье детей и подростков, влияние семьи и общества на психологическое развитие, возрастная психопатология и нарушения  развития, агрессивное и суицидальное поведение в детской и молодежной среде, психосоматические и соматопсихические проблемы в детском и подростковом возрасте. 

     Отдельное внимание уделялось социально-психологическим проблемам у  детей и подростков при сахарном диабете, в связи с тем, что  в  последние годы, кроме тенденции к росту заболеваемости, изменяется и  возрастная структура сахарного диабета, происходит его омоложение, зафиксирована непропорционально высокая распространенность заболевания  у детей в возрасте младше  5 лет, что делает проблему сахарного диабета еще более актуальной, т.к. здоровье детей определяет здоровье нации в будущем.

      Согласно результатам  международных исследований, психологические  проблемы и психические расстройства  возникают в течение первого года заболевания  и являются его  составной частью в последующем.

     С целью сохранения психического и соматического здоровья детей и подростков  запущена  программа «Альфа-Эндо», в рамках  которой  создан курс обучения детских психологов и психиатров  по вопросам сахарного диабета, основной задачей которого является   междисциплинарное взаимодействие для помощи детям и подросткам, страдающим сахарным диабетом.

     Данный курс прошли специалисты из 30 регионов России, в том числе и специалист нашего учреждения.

     Следует  отметить, что психические нарушения являются одними из наиболее распространенных осложнений у больных сахарным диабетом и в значительной степени утяжеляют течение заболевание. Психические изменения при сахарном диабете тесно связаны со степенью тяжести заболевания и уровнем компенсации заболевания.

     Нераспознанные и недостаточно леченные психопатологические состояния в детском и подростковом возрасте даже после разрешения острого состояния сказываются  на процессе дальнейшего психологического развития и социального функционирования человека на протяжении всей его жизни.

     Раннее и эффективное терапевтическое вмешательство позволяет смягчить отдаленные последствия болезненного процесса.

 

Согласно результатам многочисленных исследований, среди психических расстройств, сопутствующих сахарному диабету выделяют:

 

 

 

  • аффективные нарушения, астенческие состояния,
  • тревожно-фобические расстройства, личностные расстройства,
  • психопатоподобные нарушения, расстройства влечений.

     

При длительном и тяжелом течении сахарного диабета развивается психоорганический синдром, который характеризуется глобальным нарушением психических функций, касающихся всех сторон личности.

     Важной составной частью клинической картины сахарного диабета  астенический синдром, который может  отличаться полиморфизмом за счет депрессивного, истерического, обсессивно-фобического, ипохондрического, паранойяльного, сенестопатического компонентов.

     Для проявлений астенического синдрома у детей характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. 

     Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Возникают головная и мышечная боль, головокружение, метеочувствительность.

     К    основным нарушениям относится повышенная  утомляемость и истощаемость.

     Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление памяти, в частности логической.

 

Особого внимания  при сахарном диабете заслуживают:

  • аффективные нарушения, которые бывают чаще смешанными — депрессивно–дисфорические,  депрессивно–апатические, депрессивно-ипохондрические  и др.

     

     Наличие сопутствующей сахарному диабету депрессии препятствует адаптации пациента, приводит к снижению приверженности терапии,  ухудшает выполнение лечебных рекомендаций, в том числе касающихся соблюдения диеты, приема препаратов, проведения самоконтроля уровня сахара крови, повышая тем самым риск развития декомпенсации углеводного обмена и появления осложнений заболевания.

     Депрессивные состояния  при сахарном диабете в детско-подростковом возрасте сочетаются с астеническими  расстройствами и, помимо сниженного настроения,   характеризуются  отгороженностью, когнитивными нарушениями (нарушения памяти и концентрации внимания) разной степени выраженности, нарушениями пищевого поведения.

     Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста замыкается  в  себе,  становится  неразговорчивым, угрюмым, вялым, 

раздражительным, теряет интерес к играм, 

отмечаются  нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость).

Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость.      

Вследствие нарушения  внимания возникают  затруднения в учебе, снижается успеваемость.

    Подросток  становится  подверженным  приступам  агрессии,  конфликтует с родителями, учителями и сверстниками, испытывает чувство собственной неполноценности, никчемности или вины, могут  возникать  мысли  о  самоубийстве,  а  порой  и  реальные  попытки  суицида. 

     Зачастую наблюдаются протестные реакции, проявляющиеся в  саморазрушающем поведении —  употреблении алкоголя и наркотических веществ, уходах из дома, отказа   от лекарственной терапии и соблюдения диеты.

     Помимо астено-депрессивной симптоматики у детей и подростков, страдающих сахарным диабетом, отмечается высокий уровень личностной и реактивной тревожности.

     На фоне астенических проявлений в начале заболевания сахарным диабетом отмечаются навязчивые сомнения, страхи, неуверенность в правильном выполнении каких-либо действий (введение инсулина, соблюдение режима питания), страх перед неопределенным будущим и отсутствием знаний о своем заболевании, которые сочетаются со значительной эмоциональной окраской переживаний.

     На более поздних этапах преобладает страх возможного возникновения гипогликемических ком и состояний в одиночестве, страх, связанный с приемом пищи (отсутствие еды в определенное время, страх забыть еду при выходе из дома), перед возможными осложнениями, неизвестным будущим. 

     Тревожные расстройства при сахарном диабете  могут проявляться в виде панических атак и сопровождаться вегетативными реакциями.

     

 

Значимую  роль в возникновении перечисленных синдромов  играют преморбидные особенности личности, степень тяжести и длительность течения диабета.

 

 

 

     Личностные и невротические  расстройства, наблюдающиеся в преморбидном периоде, характеризуются снижением толерантности к ситуационным и биологическим воздействиям, постоянным чувством внутреннего напряжения, тревоги.

     В ситуации гиперопеки со стороны родителей и при  отсутствии зрелых форм реагирования на свое состояние, в сочетании с органическими стигмами в детском и подростковом возрасте часто появляется истерический компонент, который во взрослом периоде выражается в самодраматизации, театральности, преувеличенном выражении эмоций, манипулятивном поведении.

     Часто в преморбиде диагностируются эмоционально-неустойчивое, ананкастное,  истероидное расстройство личности, что требует своевременной коррекции, т.к. ухудшает  течение и прогноз заболевания через поведенческие механизмы.  

     Помимо всего вышесказанного, возникновение сахарного диабета у ребенка  является сильной психологической травмой и для его  близких.  

     Поэтому следует уделять внимание  психологическому состоянию родителей, т.к. оно  напрямую воздействует на состояние ребенка, влияет на течение сахарного диабета и уровень контроля заболевания.

 

     В заключение необходимо отметить,  что с целью сохранения здоровья и улучшения  качества жизни детей и подростков с сахарным диабетом, повышения их адаптационных способностей и  социального функционирования,  лечение психических нарушений при сахарном диабете должно быть комплексным и включать, помимо традиционной терапии сахарного диабета, дифференцированное назначение психотропных препаратов, психотерапевтическую коррекцию и психологическое сопровождение.

 

 

Что касается психофармакотерапии,

при лечении психоэндокринного и психоорганического синдромов оправдано применение ноотропных  препаратов,

транквилизаторов, витаминотерапии (витамины группы В).

     

 

При депрессивных  расстройствах, кроме общеукрепляющих средств, необходимо назначать антидепрессанты в сочетании с транквилизаторами.

При обсессивно-фобическом синдроме показано применение  транквилизаторов и  «малых  нейролептиков» (эглонил, тиодазин  и др.).

В терапии психопатоподобных расстройств ведущими препаратами являлются транквилизаторы и нейролептики (тиодазин) в сочетании с ноотропам.

Бесспорно важную роль играет применение психотерапевтических методов для социальной и трудовой реабилитации пациентов,  формирования правильного отношения к болезни и положительной установки пациентов и их родственников к врачебным рекомендациям.

 

Таким образом, от уровня организации и качества оказания психиатрической и психопрофилактической помощи, а также междисциплинарного  взаимодействия при лечении сахарного диабета в значительной степени   зависит результат и клинико-социальная эффективность терапии и реабилитации больных, страдающих сахарным диабетом.